- Таможенное право

Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).

Исходные данные для закупки

Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.

В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:

Мероприятие

Этапы мероприятия

Дата начала этапа

Дата окончания этапа

Проведение натурного обследования объектов учреждений

Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.

ХХ.09.2019

ХХ.10.2019

Проектирование

Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами

ХХ.03.2019

ХХ.06.2019

(рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita):

Приложение 1. Техническое задание.

Приложение 2. Сведения об Объекте и его технические характеристики.

Приложение 3. Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии.

Приложение 4. Приборы учета.

Приложение 5. Потребление тепловой энергии за базовый период. Показатели экономии тепловой энергии (планируемые).

Приложение 6. Стоимость единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения.

Приложение 7. Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма.

Приложение 8. Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма.

Приложение 9. Акт реализации Договора. Примерная форма.

Приложение 10. Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма.

Приложение 11. Технический регламент гарантийного обслуживания оборудования.

Приложение 12. Договор теплоснабжения.

Не забывайте, в рамках исполнения энергосервисного контракта необходимо всегда быть в диалоге с РСО, начиная с запроса ТУ и разработки проекта.

Этапы заключения энергосервисного договора могут варьироваться, как и количество участников данного договора, поэтому за более подробной информацией следует обратиться в выбранную энергосервисную компанию. Однако в качестве примера алгоритма заключения энергосервисного договора для заказчика могут послужить следующие схемы работы:

1 этап. Подготовка (определение начальных условий)

1.1. Формирование требований к энергосервисной компании

1.2. Бесплатная консультация для заказчика работ

1.3. Заполнение опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса для определения возможности заключение контракта и определение потенциала экономии

1.4. Подбор технических решений

1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта

1.6. Определение сроков контракта

1.7. Согласование проекта с учредителем организации

2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений

2.1. Подготовка конкурсной документации

2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке

2.3. Проведение конкурса

2.4. Заключение контракта с победителем конкурса

2.5. Регистрация энергосервисного контракта

3 этап. Производственный

3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде

3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ

3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)

4 этап. Доходный

4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику

4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании

4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств

4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика

РАСЧЁТ ПРОСТОГО СРОКА ОКУПАЕМОСТИ

Допустим:

Сумма инвестиции в энергосберегающие мероприятие: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Простой срок окупаемости: 100 / 40 = 2,5 года.

За 2,5 года компания сможет вернуть вложенные средства, а вся экономия, которая будет получена после первых двух с половиной лет, пойдет в прибыль.

Рассматривая разные энергосберегающие мероприятия, общее правило таково:

если срок окупаемости меньше 6 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять можно,

если срок окупаемости меньше 3 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять нужно.

ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ

Дисконтированный срок окупаемости похож на простой срок окупаемости, только в нем мы учитываем «стоимость денег», процентную ставку, которую мы можем получить, если вложим средства не в энергосбережение, а в банк.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 4 года

Дисконтированный срок окупаемости = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта.

Дисконтированный срок окупаемости = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 = 121,494.

121,494 – 100 = 21,49

Результат говорит о том, что за 4 года наш энергосберегающий проект окупится и принесет 21,49 тыс. руб. прибыли. При этом срок окупаемости проекта будет достигнут через 3 года и два месяца.

Дисконтированный срок окупаемости более правильно отражает реальность и срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, ведь надо не забывать, у любой компании всегда есть возможность положить деньги в банк, а не заниматься энергосбережением.

КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Коэффициент рентабельности — очень простой и удобный метод, который дает возможность провести быстрый расчет срока окупаемости энергосберегающих мероприятий.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Экономия в год: 40 тыс. руб.

Коэффициент рентабельности = 40 / 100 = 40%

Другими словами, вложив в это энергосберегающие мероприятие, компания получит рентабельность в 40% годовых! Это очень хорошо, если депозит в банке приносит только 12% в год. Скажем, если рентабельность от основной деятельности компании 25% годовых, то энергосберегающие мероприятие с рентабельностью 40% точно надо делать.

Читайте также:  Как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ

Допустим:

Сумма инвестиции в энергосбережение: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка для депозита в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 5 лет

0 = (денежный поток в 1й год/(1+X)1 + денежный поток во 2й год /(1+X)2 + денежный поток в 3й год /(1+X)3 + . . . + денежный поток во nй год /(1+X)n ) — изначальная инвестиция

Таким образом, согласно формуле нам нужно подставить такую величину вместо X (методом подбора), чтобы действия в итоге давали значение равное нулю. В нашем случае это:

0 = (40/(1+29)1 + 40/(1+29)2 + 40/(1+29)3 + 40/(1+29)4 + 40/(1+29)5)-100

29% это внутренняя ставка рентабельности. О чем это говорит? Это говорит о том, что наш энергосберегающий проект за 5 лет принесёт по 29% прибыли в год. Если у предприятия, есть например возможность вложить средства в банк под 35% годовых, тогда энергосберегающий проект не целесообразен экономически. Если же, процент прибыли от депозита в банке (в нашем случае он 12%), или от других проектов менее 29% годовых, тогда следует вкладывать средства в энергосберегающее мероприятие, а не в банк.

ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД

Чистый дисконтированный доход очень похож на Дисконтированный срок окупаемости, только здесь мы считаем не то, за какой период окупится наш энергосберегающий проект, а какой денежный поток принесет этот проект за весь свой срок существования.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 5 лет

Чистый дисконтированный доход = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта

В нашем случае это:

Чистый дисконтированный доход = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 + 40 / (1 + 12%)5 = 144

144 — 100 = 44

Что означают эти цифры?

Результат расчета говорит нам о том, что вложив 100 тыс. руб. в энергосберегающий проект и получив 40 тыс. руб. прибыли в течении 5 лет ежегодно, прибыль от проекта при процентной ставке 12% годовых будет 44 тыс. руб.

АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Анализ стоимости жизненного цикла (СЖЦ) это один из самых основательных методов расчета окупаемости энергосберегающий проектов. Этот метод позволяет посчитать срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, который нужно применять для принятия решений по сложным и капиталоемким проектам — например, замена угольного котла на газовый или выработка электрической энергии на собственной котельной.

Для расчета СЖЦ необходимо собрать позитивные и негативные денежные потоки от энергосберегающего мероприятия на протяжении всего периода его существования в разбивке по годам.

Допустим:

Сумма инвестиции, например, установка нагревателя: 100 тыс. руб.

Экономия электроэнергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 8 лет

В конце восьмого года необходимо оплатить 30 тыс. руб. за утилизацию нагревателя.

Используем туже формулу, что и при расчете чистой дисконтированной стоимости, только включаем все денежные потоки, которые можно ассоциировать с нагревателем:

СЖЦ = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта

В нашем случае это:

СЖЦ = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 + 40 / (1 + 12%)5 + 40 / (1 + 12%)6 + 40 / (1 + 12%)7 + 40 / (1 + 12%)8 — 30 / (1 + 12%)8 = 86,6

Установка нового нагревателя, принесет компании чистый дисконтированный денежный поток за 8 лет в сумме 86,6 тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо соблюдать баланс между сроком окупаемости и необходимостью проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Предлагаем ознакомиться с периодом окупаемости некоторых мероприятий рассчитанный Международной финансовой корпорацией (IFC).

Преимущества заключение энергосервисного договора

В сравнении с аналогичными методами договорного сотрудничества по внедрению энергоэффективных технологий, данный метод является наиболее выгодным. Главным преимуществом энергосервисного контракта для заказчика является тот фактор, что нет необходимости вкладывать собственные финансовые средства.

При таком партнерстве не возникают кредитные обязательства, которые существенно снижают конкурентные перспективы предприятия.

При расчете экономии во внимание берутся реальные показатели работы объекта с действующими системами. Все результаты обоснованы на точных расчетах, а не на рекламных прогнозах о сверхновом оборудовании.

Также достойна внимания и система возврата вложенных инвестиций. Энергосервисная компания является заинтересованным лицом в достижении энергоэффективности. От этого будет зависеть возврат средств, надежность, реальная оценка технических решений и нововведений для конкретного заказчика.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.

Энергосервисные контракты в бюджетной сфере

Согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ, ЭСК — соглашение, основным предметом которого является совершение сторонами действий, нацеленных на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов. Понятия энергосбережения и энергетической эффективности закрепляются ст. 2 Федерального закона № 261.

ЭСК заключается в том случае, если у заказчика возникла потребность в закупке ТРУ, которые непосредственно относятся к сфере функционирования естественных монополий: водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, поставке газа и проч. (ч. 1 ст. 108 44-ФЗ). Стоит учесть, что ЭСК — это отдельное соглашение, контрактные отношения устанавливаются параллельно с результатами закупок в вышеуказанных сферах (ч. 2 ст. 108). В соответствии с положениями ст. 108, организация-заказчик может заключать такой договор по факту проведения конкурентных процедур — аукционов, конкурсов, запросов котировок.

Подписание энергосервисного контракта является правом организации-заказчика, но не его обязанностью (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2618 от 09.09.2015), однако учреждения государственного и муниципального уровня начиная с 2010 г. и в течение последующих 5 лет в обязательном порядке должны сокращать объем потребления водных, топливных, тепловых и газовых ресурсов. В 2011 году эта обязанность коснулась и бюджетников. Все бюджетные, казенные и автономные учреждения также должны снижать объемы потребления природных ресурсов (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

На основании ч. 1 ст. 26 261-ФЗ, торги должны проводиться в полном соответствии с требованиями энергоэффективности и учитывать показатели классов энергоэффективности ТРУ и их ключевые характеристики.

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Перечень предложенных энергосберегающих мероприятий

По результатам проведенного энергетического обследования был подготовлен перечень энергосберегающих мероприятий, который включил в себя типовые и характерные для подобных объектов мероприятия:

  • установка индивидуального теплового пункта (ИТП) с автоматизированной системой управления теплоснабжением здания;
  • регулировка системы отопления школы с установкой терморегуляторов;
  • восстановление теплоизоляционных характеристик окон (наиболее холодных классов);
  • ремонт и теплоизоляция подвального помещения;
  • замена ламп и пускорегулирующих аппаратов (ПРА) на более энергоэффективные, создание системы управления освещением.

В рамках проекта во главу угла не ставилась задача продемонстрировать самые передовые технические решения, необходимо было сформировать пакет мероприятий, обеспечивающий обоснованную экономическую эффективность, т.е. возможность возврата инвестиций за срок действия контракта.

Проблемы и факторы успеха с точки зрения задачи масштабного развития энергосервиса для бюджетной сферы:

1. Участие в проекте энергосервиса требует от ЭСКО существенной предварительной проработки проекта:

a) На типичный энергетический паспорт опираться при принятии инвестиционных решений нельзя.

b) Обследование должно выполняться по специальному техническому заданию.

2. Состояние объектов должно соответствовать минимальным требованиям:

a) соблюдение санитарных норм;

b) удовлетворительное состояние инженерных систем, окон и т.п.

3. На объектах, имеющих «проблемные» места, крайне важно скоординировать бюджетные расходы на ремонт и т.п. с мероприятиями по энергосервису. В отсутствие условий для юридической «увязки» таких мероприятий, необходимо обеспечивать координацию административными мерами.

4. ЭСКО несет существенные риски в части исполнения Заказчиками обязательств:

a) механизм планирования бюджетных расходов не учитывает особенностей энергосервиса, необходимы нормативные и методические документы;

b) обязательства бюджетных учреждений «неликвидны», для широкого внедрения энергосервиса необходимы гарантии бюджета.

5. Условия конкурсов на энергосервис должны стимулировать участие ЭСКО:

a) нецелесообразно в конкурсной документации диктовать перечень мероприятий;

b) граничные условия по объему экономии и др. должны быть мягкими;

c) распределение рисков должно быть справедливым;

d) целесообразно сравнивать заявки по совокупному объему экономии, остающемуся в распоряжении Заказчика.


ДЛЯ СПРАВКИ

СИТУАЦИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Для бюджетной сферы законодательно установлено требование о снижении на 3% в год потребления ТЭР в натуральном выражении на протяжении 5 лет (т.е. 15%), что выльется в срезание бюджетов, в ходе их планирования.

При этом ожидается, что рост тарифов будет опережать рост инфляции, а из средств, направленных на решение задач в области энергосбережения, только каждый 10-й рубль будет государственным. На графике видно, что дефицит бюджета при реализованных мероприятиях и без них — разница между красным и зеленым столбцом, будет расти из года в год.

Таким образом, для того чтобы не допустить невыполнения требований закона № 261-ФЗ и снизить величину прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо реализовывать программы энергосбережения и выводить энергосервис на кардинально иной уровень проникновения в массы.

Правовые основы энергосервисного договора

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Бюджетные учреждения в разряд государственных и муниципальных заказчиков не входят — названный пункт относит их к иным заказчикам. Кроме того, содержится пояснение, что государственные, муниципальные и иные заказчики в Законе N 94-ФЗ далее именуются заказчиками, а государственные, муниципальные нужды и нужды бюджетных учреждений — нуждами заказчиков. Порядок размещения заказов для иных заказчиков, то есть для бюджетных учреждений, аналогичен порядку размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

В Законе N 94-ФЗ уточняется, что от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования заказчики заключают государственные или муниципальные контракты. А бюджетные учреждения от своего имени заключают гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

Итак, бюджетные учреждения могут заключать энергосервисные договоры (контракты), относящиеся к гражданско-правовым договорам. Они обязаны это делать только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Обратите внимание, что заключение энергосервисного договора (контракта) является правом, а не обязанностью учреждения.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков — это действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков). С этими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) заказчик должен заключить государственный или муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также иной гражданско-правовой договор в любой форме. Иной гражданско-правовой договор заключается в случае, предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а именно при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке . При этом следует учитывать, что заказы на данную сумму на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг бюджетное учреждение вправе размещать в течение квартала.

Указываем экономию расходов

При заключении контракта на энергосервис в контракте должна быть названа экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов в натуральном выражении. Например, как вид ресурса, подлежащий экономии, указывается электроэнергия, и оговаривается, что экономия электроэнергии должна составить не менее 1000 кВт-ч в год относительно базового уровня, то есть 10% от потребления базового года (как было сказано выше). Данная экономия рассчитывается из фиксированного размера экономии в денежном выражении при условии А или предложенной участником размещения заказа при условиях Б и В экономии в денежном выражении таких расходов, а также из стоимости единицы всех товаров, работ, услуг, отраженных в конкурсной документации и извещении.

Если контракты заключаются при условиях А и Б, в них также указывается предложенный участником процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, при условии Б — фиксированный процент такой экономии. Данный процент не может изменяться в ходе исполнения контракта.

Инструментальный контроль как важнейший аспект энергосервисной деятельности

Среди вышеназванных проблем развития энергосервисной отрасли в России, перечисленных выше, хотелось бы выделить отсутствие механизма выявления и доказательства экономии денежных средств после внедрения проектов. На Западе для этого существует специальный протокол верификации и измерений энергосервисных договоров (International Performance Measurement and Verification Protocol).

Чтобы выявить, каким же путем здесь можно пойти у нас в стране, мы поговорили с директором Саморегулируемой организации в области энергоэффективности и энергосбережения СРО НП «Три Э» Александром Ерастовым. СРО НП «Три Э» работает на рынке энергоэффективности с России с момента выхода в свет Федерального Закона № 261-ФЗ. Руководители и сотрудники Партнерства в сотрудничестве с техническими научными учреждениями Санкт-Петербурга и других городов являются авторами многочисленных методических материалов в сфере энергосбережения. На тему энергосервисных контрактов (в частности, как должна будет регламентироваться их эффективность и рентабельность) наши коллеги уже имеют четкое представление, которое мы приводим.

Читайте также:  Что лучше дарственная или завещание на квартиру

Итак, основным критерием возможности реализации энергосервисного контракта является возможность определить и измерить потенциальную экономию. Это требует:

  • тщательно разработанной методологии и процедур;
  • измерения и подтверждения экономии (верификация) — ключевой фактор риска проекта;
  • цена контракта и выручка зависят от объема полученной экономии.

Естественно, измерить чистую экономию невозможно. Можно измерить только потребление энергоресурсов до начала реализации энергосервисного контракта и в процессе его действия и на основании этого делать выводы об объемах экономии.

То, каким образом будет определяться экономия, на основании каких критериев, какие математические модели будут использованы — все это, должно быть отражено в так называемом плане инструментального контроля (измерений) и подтверждения экономии (верификации) — неотъемлемой частью любого энергосервисного контракта.

Такой план, прежде всего, должен включать [3], [4]:

  • описание энергосберегающих мероприятий, ожидаемый результат от их внедрения и процедуры приемки результатов их реализации, которые будут использоваться для подтверждения успешности реализации каждого энергосберегающего мероприятия;
  • определение границ измерений и мест установки приборов учета;
  • критерии, в которых формировались сопоставимые условия и ожидаемые изменения.

В свою очередь, в отношении сопоставимых условий должно быть зафиксировано множество факторов, таких как [3], [4]:

  • длительность базисного периода и критерии выбора его продолжительности;
  • величина базисного энергопотребления и данные об установленной мощности энергопотребляющего оборудования;
  • все данные о независимых переменных, определяющих величину энергопотребления;
  • все статические факторы, соответствующие данным о базисном энергопотреблении;
  • тип, интенсивность и периоды работы объекта;
  • условия эксплуатации для каждого базисного периода и сезона эксплуатации, отличающиеся от независимых переменных;
  • описание любых условий, при которых формировалась базовая линия и которые не соответствуют нормативным условиям;
  • существующие режимы эксплуатации оборудования;
  • существующие проблемы с эксплуатацией оборудования, в т.ч. его простои во время базисного периода;
  • цены на энергоносители, которые будут использоваться при расчете сбережений, и каким образом будут корректироваться сбережения при изменении цен на энергоносители;
  • места проведения измерений и периоды измерений, если измерения не является непрерывным. Для приборов учета должно фиксироваться: характеристики прибора учета, способ снятия и заверения показаний прибора учета, процедура установки и ввода в эксплуатацию, процедура поверки прибора учета и порядок действий в случае утери данных;
  • лица, ответственные за формирование отчетности и регистрацию данных об энергопотреблении, независимых переменных и статических факторах в пределах границ измерений в течение отчетного периода;
  • оценка ожидаемой точности, связанной с измерениями, сбором данных, формированием выборки (при необходимости) и анализом данных. Эта оценка должна включать качественные и, насколько возможно, количественные измерения уровня неопределенности в измерениях, а также корректировки, которые планируется использовать при формировании отчета о сбережениях, акцептуемого сторонами для расчетов друг с другом.
  • оценка бюджета и ресурсов, необходимых для определения величины сбережений, в т.ч. начальные затраты на создание системы измерений и верификации и текущие затраты на ее эксплуатацию в течение отчетного периода.

План инструментального контроля (измерений) и подтверждения экономии (верификации) — важная и неотъемлемая часть энергосервисного контракта. Это документ, с помощью которого энергосервисная компания сможет отстоять свои интересы с точки зрения величины определенной экономии, и, как следствие, средств, которые компания заработает по результатам энергосервиса. Таким образом, вопрос инструментального контроля реализации энергосервисной деятельности является крайне актуальным, так как напрямую связан с возвратом денежных средств в рамках реализации такого контракта. Однако, все вышеупомянутые аспекты требуют четкой методологии. На наш взгляд, в качестве такой методологии можно использовать International Performance Measurement and Verification Protocol (Международный протокол измерений и верификации).

Директор СРО НП «Три Э» Александр Ерастов: «Что касается энергосервисной деятельности в России, то на данный момент это, на мой взгляд, потенциальный высокоэффективный сегмент бизнеса. В энергосервисной деятельности, как ни странно, сходятся интересы многих представителей современной экономической системы. И речь идет далеко не о государственной власти и реализации нормативно прописанных догм. Энергосервис при должном его развитии может стать новым направлением для российской экономики и хорошим бизнес инструментом. В частности, производители энергоэффективного оборудования смогут задать новый вектор в рынке сбыта, и как следствие сформировать устойчивый спрос на свое оборудование через реализацию энергосервисных контрактов. Для энергоаудиторских компаний в свете окончания первого периода проведения обязательного энергетического обследования и неизбежного снижения спроса на услуги в сфере энергоаудита энергосервис является также перспективным развитием. Это позволит остаться на плаву энергоаудиторским компаниям и обеспечить себя работой в ближайшей перспективе, сохранить квалифицированные рабочие места на рынке и создать новые. Финансовые структуры благодаря развитию энергосервисной деятельности смогут получить дополнительный финансовый инструмент, ведь это является новым направлением инвестиционной деятельности в нашей стране.

Однако на данный момент среди перечисленных субъектов энергосервисной деятельности отсутствует взаимопонимание, все пока говорят на разных языках, не находя единого компромиссного решения существующих проблем. А проблем в этом секторе очень много, в том числе и правовых, и технических, ну и, естественно, финансовых. Однако энергосервис в нашей стране находится только на стадии зарождения, поэтому утопией это назвать нельзя. Многие проблемы постепенно решаются, система адаптируется под российские реалии, постепенно выстраиваясь, пусть и медленными темпами, в упорядоченную структуру, которая рано или поздно должна заработать».

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *