- Миграция

Основные права и обязанности налогоплательщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права и обязанности налогоплательщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Понятие «налогоплательщик» относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями НК РФ. Придание ст. 11 НК РФ понятию «налогоплательщик» статуса «специфического» означает, что данная категория присуща в первую очередь налоговому праву. Иными отраслями права или законодательства понятие «налогоплательщик» может использоваться только в том значении, которое ему придается НК РФ.

Понятие и виды налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Налоговые правоотношения имеют двусторонний волевой характер: с одной стороны, норма налогового права появляется в ходе реализации воли государства, а с другой — правоотношение осуществляется через поведение конкретного участника налогового правоотношения.

ООО «Компания Артвик» с 2013 г. перешла на упрощенную систему налогообложения, и теперь вместо нескольких основных налогов платит всего лишь один, значительно упрощая ведение бухгалтерской отчётности и получая возможность сократить налоговые затраты. Это может быть либо сумма, равная 6% от доходов ООО, либо 15% от суммы, получившейся в результате отнимания от суммы доходов количества израсходованных средств (доходы минус расходы). В последнем случае законодательно определён обязательный минимум выплат — он составляет 1% от общей суммы доходов.

Упрощённая система налогообложения удобна для ООО «Компания Артвик», которая работает в сфере малого бизнеса, преимущественно с физическими лицами.

Следует отметить, что не каждая организация может выбрать для себя упрощённую систему налогообложения. ООО «Компания Артвик» находится на упрощённой системе налогообложения так как соответствует следующим параметрам:

. Количество работников фирмы не превышает 100 человек.

2. Балансовая стоимость амортизируемого имущества предприятие — не больше 100 млн. рублей.

. Более 75% от суммы уставного капитала принадлежит участника — физическим лицам.

4. Валовая выручка ООО за год не превышает 20 млн. рублей.

При упрощенной системе налогообложения авансовые платежи уплачиваются по итогам работы за первый квартал, за полугодие и за 9 месяцев в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (таблица 2.12).

Таблица 2.12- Сроки уплаты авансовых платежей в ООО «Компания Артвик»

Квартал

I

II

III

Дата уплаты

до 25.04

до 25.07

до 25.10

В системе налогообложения РФ, в зависимости от уровня бюджета, в который перечисляется налог, выделяют различные виды сборов:

  • федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, госпошлина);
  • региональные (налоги транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций);
  • местные (сборы за землю, имущество физлиц, торговый сбор).

Экономическая наука также определяет два типа фискальных платежей:

  • прямые — взимаются с доходов, прибыли, имущества плательщика. К ним относятся налог на прибыль, НДФЛ, имущественные фискальные сборы;
  • косвенные — включаются в цену товара, уплачивает их фактически покупатель. К ним относятся НДС и акцизы.

«О бухгалтерском учёте», 1996 г.:

представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Права и обязанности налогоплательщиков

Налоговым законодательством за налогоплательщиками закреплены следующие права:

  • 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Разъяснения налогового законодательства, полученные от других органов государственной власти и органов местного самоуправления, не носят нормативного характера, и их практическое применение не освобождает налогоплательщика от ответственности за те налоговые правонарушения, которые при этом могут быть совершены;
  • 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налоговых органов

Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную норма­тивными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятель­ности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.

ФНС России осуществляет следующие полномочия в установ­ленной сфере деятельности в соответствии с положениями гл. 5 НК РФ:

  • ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг;
  • валютный контроль;
  • налоговые органы имеют право вынести решение в отсутствие налогоплательщика в случае его неявки без ува­жительной причины для рассмотрения материа­лов налоговой проверки;
  • в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

ФНС России свойственно осуществление полномочий, направленных на со­вершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России:

  • подготавливает пред­ложения по совершенствованию налоговой политики, планирова­нию налоговых поступлений, развитию налогового законодательст­ва в РФ, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
  • разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.

Читайте также:  Детские пособия в Рязани и Рязанской области в 2023 году

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщикам налогов и сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

– осуществлять в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов;

– контролировать уплату причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых агентов являются то, что сборщики сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него налоги. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполнительные органы местного самоуправления относительно взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД – по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налога и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры по обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно, и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В свою очередь, по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Процедура (порядок) проведения органами внутренних дел проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, а также перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении таких проверок закреплены в Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утв. Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177.

Проверки проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих преступлений и административных правонарушений.

В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.

Проверка организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах проводится в срок не более 30 дней.

Началом срока проведения проверки является день вынесения постановления о ее проведении.

По результатам проведения проверки проверяющими составляется акт проверки организации или физического лица в 3 экземплярах.

Окончанием срока проведения проверки является день подписания акта о ее проведении.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных налоговым законодательством к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Органы внутренних дел и их должностных лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам при проведении выездных налоговых, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?

Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.

Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

3) использовать налоговые льготы

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки

Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения

4) представлять налоговые декларации

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций

Читайте также:  10.04.2023 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Что дозволено налогоплательщикам РФ по праву?

Налогоплательщики обладают определенными правами:

Брать от сотрудников Налоговой службы, на бумаге и в устной форме, бесплатные сведения на счет:
Налогоплательщики

  1. Нынешних исчислений по налогам и подписанным правилам их расчета.
  2. Правил выплаты налогового обременения, и об обязательствах и правах, как налогообязанных.
  3. Бланки налоговых деклараций и объяснения по их наполнению информацией.
  • Получать от Минфина России объяснения (на бумаге) касаемо вопросов применения законов о налогах и сборах, о муниципальных образованиях и финансовых органов.
  • Иметь послабления по налогам (по правилам закона), в случае присутствия оснований для этого.
  • Пользоваться отсрочкой, рассрочкой или инвестиционными налоговыми займами под %.
  • Осуществлять сверку информации (сметы, выплаты, штрафные санкции, пени, налоговые отчисления) вместе с представителями ФНС.

Налогоплательщик владеет возможностью посредством доверенного гражданина/самостоятельно отстаивать личные интересы в подвластных закону делах о сборах и налогах. И может:

  • давать соответствующей службе информацию по оплате и отчислению налоговых сумм
  • получить дубликат акта проверки, решения после проверочной операции, налоговое уведомление и бланк запроса выплатить налог
  • находиться на объекте при ведении выездных налоговых проверок
  • требовать от проверяющего лица поведения, прописанного правилами НК РФ

По закону в России установлено право не исполнять указание и неправомерный акт проверяющих лиц, если требование не соответствует нынешнему Кодексу. Дополнительно разрешается:

  • обжаловать акт Налоговой службы и бездействие (действия) ее представителей
  • хранение и соблюдение налоговых тайн
  • принимать участие при рассмотрении материалов по налоговым проверкам

Добропорядочный плательщик имеет право получить в 100% размере возмещение убытка, которое нанесли инстанции ФНС (при предоставлении доказательств) своим поведением в не рамках закона.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Согласно НК РФ налоговые органы вправе:

  • Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
  • Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
  • Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
  • Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
  • Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
  • Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
  • Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
  • Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
  • Правильно исчислять налоги и сборы;
  • Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
  • Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
  • Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
  • Обращаться в судебные инстанции;
  • Лишать предпринимателей лицензии.

Важно: среди обязанностей налоговым органам в первую очередь вменяется неукоснительно соблюдение предписаний законодательных актов, они должны следовать требованиям закона и блюсти права налогоплательщиков.

Также обязанностью налоговиков является:

  • Работа с гражданами по предоставлению разъяснений относительно заполнения отчетной документации, а также актуальной информации;
  • Они обязаны качество и безошибочно внести учет субъектов и соблюдать конфиденциальность.

Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит, начиная с ХVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые теоретически обосновывают установление и налоговый режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.

Кроме того, в ХVIII–ХIХ вв. возникает необходимость создания налоговой идеологии, государству становится необходимым обосновать для налогоплательщика целесообразность взимания налогов. В этот период начинают формироваться различные теории налогообложения.

Группа общих теорий, обосновывающих целесообразность уплаты налогов:

теория публичного договора (Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев): налог – результат договора между гражданином и государством, согласно которому гражданин платит определенную плату государству за охрану, защиту и другие услуги;

атомистическая теория (Монтескье, Себастьян Ле Претр де Вобан): налог – плата за услуги (реальные и абстрактные: право жить в цивилизованном обществе);

теория удобств (Жан Симонд де Сисмонди): налог – цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности.

теория страхования (Адольф Тьер, Э. де Жирардер, Джон Рамсей МакКуллох): налог – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога – обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

теория налогового нейтралитета (Адам Смит, Д. Риккардо): налог – финансирование государственных расходов, роль налогов должна ограничиваться пополнением государственной казны, использование налогов для регулирования экономики невозможно;

кейнсианская теория (Дж. Кейнс): налог – главный рычаг регулирования экономики, непременное слагаемое успешного развития экономики;

теория жертвы (Б. Г. Мильгаузен): налог – пожертвование подданных своему государству.

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

– являются властными и обязательными для исполнения;

– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;

– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;

– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

– обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

– официальное решение, принятое органом публичного управления;

– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

Особенности понятия налогоплательщик

В число участников отношений, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, включены предприятия и физические лица. Они признаются налогоплательщиками.

Замечание 1

Понятие «налогоплательщик» можно отнести к специфической категории законодательства о налогах и сборах. Оно применяется исключительно в значении, которое определяет та или иная статья Налогового Кодекса. Специфичность понятия определяет статья 11, в соответствии с которой категория «налогоплательщик» представляет собой понятие, используемое только в налоговом праве. Другим правовым отраслям или законодательству термин можно использовать только в значении, обозначенном в НК РФ.

Читайте также:  Как оплатить госпошлину за права в 2023 году?

Налогоплательщиком и плательщиком сборов должны быть признаны организации и физические лица. Именно на них НК РФ возлагает обязанность уплаты соответствующих налогов или сборов.

Важнейший критерий отнесения физических лиц или предприятий к субъектам налогового права представляет собой потенциально возможную обязанность уплаты причитающихся налогов. Физические лица и предприятия способны приобрести правовой налоговый статус, когда возникает предполагаемая возможность вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием), которые касаются уплаты устанавливаемых сборов и налогов. Налогоплательщики как субъекты налогового права характеризуются потенциальной возможностью становиться участниками соответствующих правоотношений, которые касаются установления, введения и взимания налогов, налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальную обязанность налогоплательщика уплачивать определенный сбор или налог возлагают на физическое лицо или предприятие с момента, когда возникают обстоятельства, установленные законом о налогах и сборах и предусматривающие уплату налога. Обстоятельства, которые возникают и влекут уплату суммы налога или сбора, являются юридическим фактом, на основе которого субъекты в налоговом праве приобретают статус участников налоговых правоотношений.

Замечание 2

Полный список субъектов, которые обязаны осуществлять платежи в доход страны, установлен во 2 части НК или прочими федеральными законами в отдельности по каждому налогу (сбору).

  1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2001 N 16-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2002. N 2.
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. N 4.
  3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2012 N 24-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2013. N 1.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 1001/13 // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2013. N 11.
  5. Гараев И.Г. Предупреждение совершения нарушений законодательства о налогах и сборах как задача налогового контроля // Налоги. 2013. N 4. С. 43 — 46.
  6. Долгополов О.И. Дискуссионные вопросы методов проведения выездной налоговой проверки // СПС «КонсультантПлюс». 2013.
  7. Долгополов О.И. О некоторых вопросах права налогоплательщиков требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах // СПС «КонсультантПлюс». 2014.
  8. Ильин А.Ю. Система налоговых органов Российской Федерации и принципы ее построения // Финансовое право. 2013. N 11. С. 32 — 37.
  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело, 2013. С. 326.
  10. Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Расулов И.Г. Налоговые органы как субъекты налогового права // Финансовое право. 2011. N 3. С. 27 — 31.
  12. Старых Ю.В. Усмотрение в налоговом правоприменении / Под ред. М.В. Карасевой // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.А. Ялбулганова «Финансовый контроль как институт финансового права» включена в информационный банк согласно публикации — «Юрист», 1999, N 4.

Важное место в деятельности государства занимает формирование его бюджета — денежного дохода, необходимого для реализации экономических и социальных программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одним из главных источников формирования бюджета являются налоги, взимаемые с юридических и физических лиц (налогоплательщиков).

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей образует налоговую систему государства. Стабильное поступление в казну государства налогов и других обязательных платежей является необходимым условием успешного функционирования государства, дальнейшего экономического и социального развития.

Однако налогоплательщики не всегда добросовестно выполняют свои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налогового законодательства — от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государстве создается определенная система учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей. В Российской Федерации эту функцию выполняют налоговые органы Российской Федерации.

Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Точное установление функций государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и должны трактоваться исключительно в рамках его функций и задач так, как они установлены законом.

Главная задача всех звеньев едина — контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции:

* учет налогоплательщиков;

* контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;

* определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;

* ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;

* возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

* разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства;

* применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;

* взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;

* контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.

Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих принципах:

1. Принцип единства. Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

2. Принцип независимости. Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

3. Принцип централизации. Государственная налоговая служба России является централизованной системой налоговых органов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *