- Финансы

Понятие и гражданско-правовое значение казны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и гражданско-правовое значение казны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Термин «казна» в отечественном гражданском праве представляет собой сложное явление. При этом ни правовые источники, ни юридическая литература не содержат однозначного его понимания. Полагаю, что восполнение этого теоретического пробела имеет также важное значение и для практики.

4. Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели — обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
Система управления общественными финансами достаточно сложна. Она зависит от множества факторов, условий, правовых ограничений и применяемых в процессе управления бюджетных инструментов. Конкретные формы и методы государственного финансового регулирования зависят от выбора стратегических приоритетов и находят отражение в консолидированном бюджете страны и государственных внебюджетных фондах социального назначения — категориях, наиболее рельефно выражающих общественное назначение государственных финансов в целом.

Порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях закреплен в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При этом правовой статус указанных субъектов характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых можно отметить следующие: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях от собственного имени, но представляют при этом не частный, а публичный интерес; конечной целью их участия в гражданских правоотношениях является удовлетворение интересов определенной группы людей (граждан Российской Федерации, населения отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального образования); 2) публичные собственники в законодательном порядке в ряде случаев имеют возможность самостоятельно устанавливать для себя правила поведения как собственника (Российская Федерация и, в определенных рамках, субъекты Российской Федерации, — путем установления норм гражданского законодательства); 3) публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо в лице иных органов государственного управления, местного самоуправления, юридических и физических лиц — на основании специальных поручений; 4) публично-правовые образования вправе наделять вещными правами на имущество, находящееся в их собственности, создаваемые ими юридические лица (унитарные и казенные предприятия, учреждения); 5) публично-правовые образования могут выступать носителями права собственности на отдельные категории объектов гражданских правоотношений, изъятых либо ограниченных в гражданском обороте (объекты, которые могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Сформулировать и четко определить роль и значение казны в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, т.к. казна является довольно многогранным институтом, плюс ко всему данный институт играет огромную роль в общем деле пополнения бюджета Российской Федерации из чего вытекает огромная практическая и теоретическая значимость выбранной темы курсовой работы.

Работа состоит из трех глав. Первая глава – Проблема многозначного использования понятия Казна – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются формы участие государства в гражданско-правовых отношениях. Вторая глава – Гражданско-правовые способы пополнения Казны — посвящена различным источникам доходов государства, таким как доходы от приватизации государственной собственности, доходы от предпринимательской деятельности государственных предприятий, доходы от облигаций и прочим. Третья глава – Взыскание задолженности РФ за счет Казны – затрагивает проблемы взыскания долгов по гражданским обязательствам с государства в лице Казны, здесь же рассматриваются основные проблемы взыскания задолженности.

Нуждаясь во множестве вещей для удовлетворения своих разнообразных потребностей, государство, совокупность граждан, по необходимости одаряется имущественными правами и, таким образом, является в юридическом быту субъектом гражданского права и в этом качестве называется казной Но не только по необходимости казна должна быть признана субъектом прав наравне с прочими гражданами; она должна быть признана субъектом привилегированным, т. е. ей должны быть предоставлены преимущественные права в сравнении с отдельными гражданами, потому что каждый отдельный гражданин должен жертвовать личными интересами для общего блага и только те привилегии несправедливы и ненавистны, которые даются одним гражданам перед другими, а не те, которые установлены для общественной пользы.

Во многих законодательствах действительно встречаются разные привилегии в пользу казны; совокупность этих привилегий известна под именем jus Fisci. Но по отношению к нашему законодательству нельзя сказать, чтобы казна пользовалась какими-либо резкими преимуществами, а большей частью она пользуется теми же правами, какие принадлежат казне по праву собственности: «обширные пространства государственной территории составляют собственность казны, ей принадлежат разные здания, множество различных предметов из имущества движимого, и она распоряжается всем этим наравне с частными лицами: приобретает и отчуждает свои имущества тем же порядком, теми же способами, как и частные лица»12. Казна вступает в самые разнообразные обязательства, ведущие к приобретению имуществ, но при этом не пользуется никакими привилегиями: есть в законодательстве некоторые особенности относительно обязательств, заключаемых казной, но особенности эти не представляются привилегиями, не представляют казне какие-либо исключительные права, а определяют или юридические отношения казны с другими лицами, или — образ действий и пределы власти тех лиц и учреждений, которые представляют государство в его имущественных отношениях.

Только немногие преимущества предоставлены казне. Так, при конкурсе кредиторов казна по некоторым требованиям удовлетворяется преимущественно перед другими лицами. Но и в этом случае казна не имеет исключительного преимущества, а разделяет его с некоторыми другими лицами, так что при недостатке имущества и по этим требованиям казна удовлетворяется по соразмерности. Некоторые выгоды, по-видимому, предоставлены казне в судопроизводственном отношении. Например, она не платит гербовых, судебных и канцелярских пошлин; по делам против казны не допускается обеспечение исков, предварительное исполнение и т. п. Словом, казна по нашему законодательству пользуется лишь очень немногими отдельными привилегиями, вообще же ей принадлежат имущественные права наравне с частными лицами.

Как и каждое другое юридическое лицо, казна действует через представителя. Ближайшим и верховным представителем казны является государь. Но присутственные места и должностные лица суть также представители казны, и можно сказать, что всякое присутственное место есть представитель казны, так как нет ни одного присутственного места, которое не распоряжалось бы каким-либо казенным имуществом. Хотя преимущественно делами казны заведуют Министерство финансов и Министерство земледелия и государственных имуществ, а потому и учреждения этих министерств по преимуществу считаются представителями казны. Каким образом действуют представители казны — это определяется законодательством. Большей частью деятельность представителей казны основана на коллегиальном начале, только отдельные должностные лица действуют бюрократически. Но нередко высказывается мнение, что различные присутственные места суть также юридические лица; высказывается даже мнение, что в каждом должностном лице важно отличать физическую личность от юридической, что должность есть также юридическое лицо, а чиновник, служащий — представитель, орган этого лица. Однако такое воззрение нельзя считать справедливым: все присутственные места и все должностные лица действуют именем государства, служат его органами, и потому нельзя признать их самостоятельными юридическими лицами, а личность их сводится к личности обширного союза — государства.

Только такие учреждения, такие совокупности лиц и вообще такие понятия, одаренные правами, которые существуют независимо от государства, хотя и с его разрешения, могут считаться юридическими лицами. А присутственные места исходят от государства и исполняют те или другие его задачи. Вообще, следует сказать, что понятие о юридической личности чрезвычайно щедро используется в юридическом быту, без особой в том потребности. «Если юридические лица составляют в юридическом быту явление исключительное, то не следует размножать их искусственно. Лучше довольствоваться такими юридическими лицами которые необходимо должны быть признаны самостоятельными, без которых не могут быть объяснены юридические явления»13 .

Возможно, не всем известно, что к казне Российской Федерации предъявляется все больше исков. Как следует из письма Министерства финансов РФ от 28 июня 2009 г. N 01-01-10 „Об обзоре практики рассмотрения в судах споров с участием Министерства финансов Российской Федерации по защите интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за 2008 год“19, в 2008 г. их было более четырех с половиной тысяч. Сумма предъявленных исков составила свыше 12 млрд рублей, около 80 млн рублей было взыскано за счет средств федерального бюджета.

Представляется, что столь незначительный размер удовлетворенных требований на фоне роста их числа и объема обусловлен не только блестящей работой Юридического департамента Минфина России, но и отсутствием отработанной системы защиты прав кредиторов государства от неправомерных действий последнего в сфере гражданско-правовых отношений (например, государственного займа). Кроме того действующим законодательством недостаточно четко определены пределы имущественной ответственности Российской Федерации.

Читайте также:  Экзамен ПДД после лишения – пересдача в вопросах и ответах

Одним из основных признаков юридического лица как самостоятельного хозяйствующего субъекта (следовательно, и Российской Федерации) является его имущественная ответственность по своим обязательствам, пределы которой прямо установлены законом. Именно из этого источника возмещаются убытки, причиненные государством третьим лицам. Однако особенности вовлечения в хозяйственный оборот государственного имущества порождают среди кредиторов государства заблуждения, не позволяющие ясно представить существующий порядок исполнения судебных решений о взыскании с государства возникшего долга.

При анализе данного вопроса удалось выявить два заблуждения, которые легли в основу двух стереотипов поведения, которым следуют участники судебных процессов при взыскании возникшей задолженности с государства.

С моей точки зрения, суды вправе привлекать названные государственные органы и их территориальные подразделения в субъектах Российской Федерации к участию в делах. Но не в качестве ответчиков, поскольку это незаконно. Обращаем внимание на то, что действующее до настоящего времени письмо Верховного Суда РФ „Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам“20 в части, касающейся дел по искам к государству, содержит именно не основанное на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации указание о том, что при предъявлении иска в соответствии со ст. 1069, 1070 ГК РФ от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика должно выступать Министерство финансов РФ.

Противоречие гражданскому законодательству заключается в том, что указанные государственные органы являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и действуют в рассматриваемых правоотношениях с участием государства от его имени в порядке, установленном п. 3 ст. 125 ГК РФ. Данное обстоятельство подтверждается тем же письмом Верховного Суда РФ, в котором говорится, что сумма возмещения взыскивается за счет казны РФ (которую в судах представляет Министерство финансов РФ), а не за счет имущества и денежных средств, переданных Министерству финансов Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти в оперативное управление.

Разъяснение смысла приведенной нормы применительно к случаю предъявления иска о возмещении убытков по ст. 16 ГК РФ содержится в упомянутом постановлении пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/821: в подобных случаях ответчиками по делу признаются указанные в главе 5 ГК РФ субъекты Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. При этом, если иск заявлен не к тому органу, который должен в соответствии с законом быть адресатом требования, производится обычная замена ненадлежащей стороны.

Таким образом, следует иметь в виду, что ответчиком по рассматриваемой категории споров является один из упомянутых субъектов, а соответствующий орган управления лишь его представителем.

В отношении пределов имущественной ответственности государства по его обязательствам можно сделать вывод о том, что поскольку государство несет ответственность своей казной (за исключением определенной группы имущественных объектов), в состав которой входят не только денежные средства федерального бюджета, но и иное имущество, не будет нарушением закона восстановить нарушенные права истца за счет „иного“ имущества казны Российской Федерации.

Источники формирования и состав казны

Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Источниками формирования казны может быть имущество:

Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:

В гражданском русском дореволюционном праве стали употреблять понятие государственной казны. К ней причисляли денежные государственные средства, валюту, золотой запас, природные ресурсы, казенные земли. В гражданском советском праве не существовало понятия государственной казны. Собственность государства была провозглашена главной формой социалистической собственности, которая является достоянием каждого советского гражданина.

Государство при этом исходило из позиции выделения большей доли общественной собственности крупным предприятиям. Именно поэтому управление ею стало сводиться к регулированию хозяйственной работы крупных предприятий. Оно основывалось на долгосрочном планировании. Только природные ресурсы оставались в управлении федеральных и муниципальных органов, а потому, их можно было причислять к современному термину «государственная казна».

Понятие и гражданско правовое значение казны

Гражданско-правовая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей, повлекших нарушение прав других лиц, причинение им имущественного ущерба или морального вреда.

Гражданско-правовая ответственность заключается в наложении на нарушителя неблагоприятных для него имущественных санкций, обеспеченных мерами государственного принуждения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы.

Квалификация видов гражданско-правовой ответственности проводится по разным основаниям.

В зависимости от отсутствия или наличия обязательственных отношений между субъектами ответственность может быть договорная и внедоговорная.

Договорная ответственность наступает в случаях, когда лица связаны каким-либо обязательством (хранение, купля-продажа, аренда, заем).

Договорная ответственность регулируется общими нормами ГК РФ (глава 25), нормами, определяющими отдельные виды обязательств, а также условиями заключенных между сторонами договоров.

Внедоговорная ответственность наступает при причинении вреда личности или имуществу при отсутствии между сторонами договорных отношений.

Нормы, регулирующие обязательства, возникающие вследствие причинения вреда, включены в главу 59 ГК РФ. Внедоговорная ответственность наступает, вследствие неосновательного обогащения (например, один гражданин случайно отправил денежные средства на банковскую карту другого гражданина, а тот, зная, что у него нет оснований их получить, присвоил их и растратил), вследствие причинения вреда (например, в результате ДТП).

Внедоговорная ответственность наступает также при нарушении нематериальных благ (например, распространение ложной информации о человеке).

Другим критерием деления гражданско-правовой ответственности на виды является характер распределения ответственности между несколькими лицами в том случае, когда ущерб причинен или обязательства нарушены несколькими лицами.

  • долевая ответственность (каждый отвечает в пределах своей доли);
  • солидарная ответственность (кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга);
  • субсидиарная ответственность (при отказе основного должника от удовлетворения требования либо неполучении от него ответа кредитор приобретает право требования исполнения обязательства от лица, на которое возложена субсидиарная ответственность).

Основанием возникновения данного вида ответственности является наличие состава граж­данского правонарушения.

Условия гражданско-правовой ответственности, образующие его состав, следующие:

  1. Противоправное деяние (действие или бездействие);
  2. Причинение имущественного или морального вреда;
  3. Причинно-следственная связь связь между правонарушением и вредом;
  4. Наличие вины причинителя вреда.

В некоторых случаях ответственность наступает при наличии не всех, а только некоторых условий. Например, владелец источника повышенной опасности отвечает за вред, причиненный третьим лицам, независимо от наличия вины.

Противоправное поведение может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия.

Вред — это последствия правонарушения, выразившиеся в умалении личного или имущественного блага.

РГ8 ОД

— НОЯ 1995

на правах рукописи

Гринкевич Андрей Петрович

Граждане ко — правовое положение казны

Специальность 12.00.03. -гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное частное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва — 1995

Работа выполнена в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель: доктор юридических наук, Заслуженный юрист РФ, профессор Корнеев С.М.

Официальные оппоненты: доктор юридических наук. Заслуженный деятель науки РФ, профессор Брагинский М.И. кандидат юридических наук Гуревич Г.С.

Ведущая организация: Академия МВД РФ

Защита состоится 1^-У » 1995 года в 14 час. 30 мин на

заседании Диссертационного Совета К.053.05.32 в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова по адресу: 119899, ГСП, Москва, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, юридический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке юридического факультета Московского государственного университета им М.В.Ломоносова.

Автореферат разослан: » С ¿¿¿^-г^Ф 1995 года.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Вопросам гражданско-правового регулирования отношений с участием государства-казны, в том числе гражданско-правового положения государства-казны, как субъекта гражданского права, в отечественной науке гражданского права традиционно уделяется недостаточно внимания. Данное замечание в полной мере может быть отнесено не только в отношении дореволюционной цивилистической литературы, но и в отношении науки гражданского права советского периода, так как за эти годы было опубликовано всего лишь несколько монографий, посвященных данной проблематике. При этом особого внимания заслуживает тот факт, что последняя специальная работа на эту тему вышла лишь в начале 80-х годов.

Отсутствие должного внимания к проблемам гражданско-правового положения казны, государства как субъекта гражданского права, в частности, в советский период, может быть объяснено тем, что вследствие значительного увеличения государственного сектора в экономике государственные предприятия и учреждения были признаны юридическими лицами. Это привело к тому, что в большинстве случаев в гражданских правоотношениях стали участвовать эти юридические липа, как самостоятельные субъекты гражданского права, а не казна. В этой связи практическая значимость исследований проблем гражданско-правового положения самой казны, государства как субъекта гражданского права, значительно уменьшилась.

Читайте также:  Платежное поручение по ЕНП в 2023 году — порядок заполнения и инструкция

В современных условиях, несмотря на го, что понятие «казна», в смысле государства как субъекта гражданского права, почти не используется в ныне действующем гражданском законодательстве, так как понятием «государственная казна» обозначается та часть государственной собственности, которая не закреплена за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, появился целый ряд факторов, в связи с которыми изучение проблем гражданско-правового положения казны, государства как субъекта гражданских правоотношений, стало представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Необходимость обращения к данной проблематике прежде всего обусловлена кардинальным реформированием гражданского законодательства. Многие юридические конструкции и теоретические положения, получившие

развитие в советском гразаданском праве, в первую очередь, были направлены на организацию и обоснование гражданского оборота на базе занимающей доминирующее положение в экономике государственной собственности и в ее рамках, что, несомненно, не могло не сказаться и на гражданско-правовом положении государства-казны, как участника гражданского оборота.

В условиях значительного сокращения государственного сектора в экономике первостепенное значение приобретает вопрос гражданско-правового регулирования отношений, возникающих на основе принадлежности имущества разным собственникам и связанных с его переходом от одних собственников к другим. В этой связи существует настоятельная необходимость исследования проблем взаимодействия государства-казны, как субъекта гражданского права, с другими субъектами гражданского права. При этом существенное значение имеет то обстоятельство, что в регулируемых гражданским правом отношениях государство-казна участвует уже не в качестве особого субъекта, а на равных началах с физическими и юридическими лицами. Именно эти идеи были положены в основу принятых в последнее время законодательных актов, среди которых особо следует выделить Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года и ГК РФ (часть первая). Однако существенное изменение правового положения государства-казны в гражданских правоотношениях до настоящего времени не привлекло внимания исследователей и не нашло отражения в цивилистической литературе.

Кроме того, несмотря на передачу в собственность юридических и физических лиц значительной части государственного имущества, государство по-прежнему является крупнейшим собственником. Поэтому и в современных условиях исключительно важное значение имеет определение гражданско-правового положения субъектов прав на него, и прежде всего самой казны, как субъекта гражданского права, в непосредственном ведении которой находится имущество, не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и��и оперативного управления.

Немаловажное значение имеет и то, что в соответствии с ныне действующим гражданским законодательством в гражданском обороте в качестве самостоятельных субъектов могут участвовать РФ и субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Изучение проблем гражданско-правового положения

Введение. . 3 стр.

Глава 1. Казна — государство, как субъект гражданских правоотношений.

1. Понятие «казна» в отечественной науке гражданского права и законодательстве.

2. Гражданско-правовая конструкция казны в гражданском праве Российской империи и первых лет Советской власти.

Глава 2. Трансформации казны в результате принятия ГК РСФСР 1922 года и в ходе дальнейшего развития законодательства.

1. Казна и наделение государственных органов, предприятий и учреждений правами юридического лица.

2. Казна и признание Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъектами права государственной собственности и самостоятельными субъектами гражданского права.

Глава 3. Казна как субъект гражданских правоотношений в современном гражданском праве Российской Федерации.

1. Выступление казны по поводу денежных средств.

2. Выступление казны по поводу имущества в «натуре», входящего в состав нераспределенного фонда, и по поводу государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

3. К вопросу о гражданско-правовой ответственности казны.

Вопросам гражданско-правового регулирования отношений с участием государства-казны, в том числе гражданско-правового положения государства-казны, как субъекта гражданского права, в отечественной науке гражданского права традиционно уделяется недостаточно внимания. Данное замечание в полной мере может быть отнесено не только в отношении дореволюционной цивилистической литературы, но и в отношении науки гражданского права советского периода, так как за эти годы было опубликовано всего лишь несколько монографий, посвященных данной проблематике. При этом особого внимания заслуживает тот факт, что последняя специальная работа на эту тему вышла лишь в начале 80-х годов.

Казна в системе признаков государства

Это означает, что право пользования, владения, распоряжения государство реализует через свои институты власти.

В п. 1, 2 125 статьи ГК определено, что муниципальные и госорганы получают и осуществляют юридические возможности и несут обязанности от имени РФ и МО в пределах своей компетенции. Нормы предусматривают полномочия по распоряжению, пользованию и владению средствами бюджета не только для представительных, но и для исполнительных органов.

Примером, в частности, может служить Орловская обл.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права.

Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений. Некоторые цивилисты указывают в рассматриваемых правоотношениях на огромное значение финансового права, объясняя это тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета.

Кроме того, туда могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов[1]. То есть основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования.

Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.

Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №

Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функ­ции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций), которые, в свою очередь, группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования.

При форми­ровании активов казны можно выделить следующие процедуры: оценка текущего состоя­ния казны и прогноза ее изменения, выработка политики по формированию казны, норма­тивно-правовое обеспечение формирования казны, информационное обеспечение и веде­ние баз данных по активам.

В составе перечисленных процедур, а также в качестве само­стоятельных единиц при формировании казны используются отдельные операции, такие как операции учета, оценки, инвентаризации, хранения и т. п. 1. Теоретические аспекты государственной казны России. 1.1.

Понятие, сущность, цели и задачи государственной казны.

С помощью финансовых инструментов правительство вкладывает средства в проекты, способные принести прибыль и извлечь ощутимые выгоды для государства.

выполняет гарантийную функцию, поддерживая экономику страны и уровень жизнь населения в период экономического кризиса. Поэтому своевременное пополнение и рост объемов казны позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.Если говорить простым языком, государственная казна представляет собой хранилище в виде банковских счетов, имущества, материальных ценностей, недвижимости.

С ее помощью осуществляется движение финансовых потоков в государстве, регулирование экономической деятельности, реализация социальных гарантий и поддержка приемлемого уровня жизни в сложные периоды.

Гражданское законодательство (п. «о» ст. 71.

Конституции) – находится в ведении РФ, оно включает нормативно-правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ (федеральные конституционные законы, федеральные законы), и поэтому органы власти и управления субъектов РФ, а также муниципальные образования не вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права.

Категория «источники гражданского права» шире категории «гражданское законодательство». К источникам гражданского права относятся:

1) конституция рФ 1993 г. Она закрепляет основные положения, в том числе и по гражданскому праву (ст. 8, 35,36 закрепляют гражданско-правовое регулирование собственности, ст. 20–25 посвящены личным неимущественным отношениям);

2) федеральные конституционные законы;

3) гражданский кодекс рФ. Он регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и является основой для будущего законотворчества в этой области;

4) федеральные законы (ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

5) указы и распоряжения Президента РФ. Они не должны противоречить ГК и законам;

6) постановления и распоряжения Правительства РФ. Не должны противоречить ГК, законам и указам Президента. Противоречащие акты не применяются (п. 5 ст. 3 ГК РФ);

7) акты министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти органы могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, сфера их нормотворческой деятельности ограничена; 8) акты бывшего СССР (если они не отменены и не противоречат законодательству РФ).

Вспомогательными источниками гражданского права являются обычаи делового оборота и постановления пленума Верховного Суда РФ по различным делам, хотя в отношении последних в науке идут споры. Обычаи делового оборота – правила поведения, которые сложились и широко применяются в определенной области предпринимательской деятельности, а также не противоречат общим принципам гражданского законодательства. Они могут быть не закреплены в законе. Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными предпринимателями, который является целесообразным, но общим правилам обычая не отвечает.

Не применяются такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.

Читайте также:  Возврат прав после лишения за пьянку в 2023 году

Для устранения пробелов в гражданском законодательстве могут применяться аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона – применение к неурегулированному отношению нормы, регулирующей сходное отношение (п. 1 ст. 6 ГК).

Аналогия права – восполнение пробелов в законодательстве на основании общих начал и смысла гражданского законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК).

Эти институты применяются при наличии условий, установленных ГК: неурегулированность соответствующих отношений законодательством или соглашением сторон, отсутствие обычая делового оборота, наличие схожего законодательства, а также его непротиворечие сущности соответствующих отношений.

Юридические лица можно разделить на коммерческие (цель создания которых – получение прибыли) и некоммерческие (занимаются предпринимательской деятельностью лишь в пределах, необходимых для осуществления уставных целей некоммерческого юридического лица).

Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

Хозяйственные товарищества: полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные). Участники полного товарищества (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам своим имуществом. В товариществе на вере, кроме полных товарищей, существуют еще коммандитные, несущие ответственность по обязательствам товарищества в пределах суммы внесенных ими вкладов и не участвующие в предпринимательской деятельности от имени товарищества.

Хозяйственные общества: акционерные общества (открытые и закрытые акционерные общества), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью. Участники акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью не несут ответственности по обязательствам общества. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность в размере стоимости их вкладов в уставный капитал общества.

Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности путем объединения его участниками имущества и личного трудового участия (ст. 107 ГК).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Некоммерческие юридические лица могут создаваться в форме потребительских кооперативов (создаются на добровольном объединении граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников: жилищно-строительные, гаражно-строительные, дачно-строи-тельные), общественных или религиозных организаций (создаются для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей), благотворительных и иных фондов (цель создания – образовательная, культурная и иная общественно полезная деятельность).

Коммерческие и некоммерческие организации в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав могут объединяться в различные объединения (например, хозяйственные ассоциации (союзы)).

Классификации юридических лиц по другим основаниям:

1) в зависимости от вида имущества, на базе которого создана организация, можно выделить юридические лица, созданные на базе:

А) федеральной собственности;

Б) собственности субъектов Российской Федерации;

В) муниципальной собственности;

Г) собственности отдельных юридических лиц;

Д) собственности граждан;

Е) смешанной собственности;

2) в зависимости от масштабов деятельности:

А) малые предприятия;

Б) предприятия-монополисты (предприятия, занимающие хозяйствующее положение на рынке);

В) прочие предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью – юридическое лицо, созданное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, размер которых установлен учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов.

Главная гарантия обеспечения интересов кредиторов общества – его уставный капитал. Величина уставного капитала общества должна быть не меньше 100-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством РФ на дату представления учредительных документов. На момент регистрации общества его уставный капитал должен быть собран в размере не менее половины его величины. Часть уставного капитала, оставшаяся неоплаченной, должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. Уставный капитал составляется из стоимости вкладов участников общества.

Число участников не должно превышать 50 человек, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество или производственный кооператив в течение года, а по истечении срока – ликвидации в судебном порядке.

Учредительные документы – учредительный договор, подписанный всеми участниками общества, и устав общества.

Высший орган управления – общее собрание его участников, один голос в котором соответствует одной доле в уставном капитале.

Исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью может быть как единоличным, так и коллегиальным. Каждый участник общества вправе продать или другим образом уступить всю свою долю (или ее часть) в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение своей доли участником общества третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества.

Участник общества имеет право на выход из общества в любое время независимо от согласия на это других участников общества. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале.

Общество с дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на заранее определенные доли, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Имущественная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью носит некоторую специфику: ответственность является субсидиарной (требования к участникам общества предъявляются лишь в том случае, когда имущества общества для расчетов с кредиторами не хватает); ответственность носит солидарный характер (кредитор имеет право в полном объеме или в определенной части предъявить требования к любому участнику общества, а последний обязан их удовлетворить); ответственность для всех участников одинаковая (размер ответственности каждого участника равен его доле в уставном капитале); общий объем ответственности всех участников определяется учредительными документами как величина, кратная размеру уставного капитала.

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *